Деятельность любого предприятия состоит из разнообразных, но взаимосвязанных процессов, скоординированных во времени и пространстве. И если первое направление характеризуется сроками, то второе направление нуждается в более подробном описании. О том, за счет чего определяется распределение процессов в пространстве и как грамотно отразить их структуру в программах «1С:ERP Управление предприятием 2» и «1С:Комплексная автоматизация» далее в статье.
Специализации
Распределение производственных процессов в пространстве осуществляется за счет организационной структуры предприятия. Любой процесс, протекающий на предприятии, имеет свое место: цех, участок, отдел или иное рабочее место, представляющее собой структурную единицу. И каждая такая структурная единица на практике имеет свою специализацию.
Так, подразделения предметной специализации направлены на производство изделий узкой номенклатуры. Здесь конечным продуктом являются либо одна конкретная деталь, либо несколько деталей, но однородных по своему строению, технологическим характеристикам и пр. К примеру, участок обработки плоских деталей, цех крепёжных деталей, завод моторный и т.д. Соответственно, предметная специализация применяется в массовом и серийном производстве.
В свою очередь, технологическая специализация характеризуется выполнением однородных производственных операций над различными изделиями и представлена группами технологического оборудования (токарный участок, шлифовальный цех), разделённых как по габаритным признакам, так и по признакам обрабатываемой продукции (участки крупных, средних и мелких прессов).
Предметно-замкнутая специализация порождается наличием циклов производства, не выходящих за рамки одного подразделения.
Возможна и смешанная специализация в рамках одного производственного подразделения, где часть процессов осуществляется по предметной специализации, часть — по технологической, а некоторые рабочие места могут быть вовсе организованы как предметно-замкнутые без обособления.
Инфраструктура подразделений
Каждое подразделение вне зависимости от специализации нуждается в обеспечивающей и обслуживающей составляющих: складское хранение, ремонт оборудования, транспортировка продукции. С этой целью на предприятии выделяют вспомогательные и обслуживающие хозяйства – подразделения, чья деятельность осуществляется на двух уровнях – общезаводском и цеховом, и по двум направлениям – производство продукции и обслуживание основного производства (ремонтные службы, транспортные и энергетические хозяйства и т.д.). Совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений закрепляется организационной структурой предприятия, пример которой представлен на рисунке ниже.
Структура предприятия в «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Комплексная автоматизация»
Информация об организационной структуре предприятия задаётся и хранится в соответствующем справочнике Структура предприятия, который доступен в разделе НСИ и администрирование. Справочник иерархичный, поэтому здесь возможно зарегистрировать подразделения на разных уровнях, отразив тем самым линейные и подчинённые связи. При заполнении справочника должны указываться названия подразделений, адекватные деятельности предприятия.
Однако ошибочно подходить к справочнику, как просто к описанию структуры, взятой из документа «Положение о структуре предприятия». От того, как выстроен справочник, к примеру, зависит и расчет себестоимости одного и того же наименования продукции, выпускаемого в подразделениях, и позаказный учет, в частности, когда для заказчика нужно обосновать плановую калькуляцию или фактическую себестоимость после выпуска продукции.
Управленческая структура предприятия не привязана к юридическим лицам – она задаётся для всего предприятия в целом. Для корректной работы в справочник можно занести информацию и об организациях, в общей структуре они будут отражены как корневые подразделения. В ином случае одно и то же подразделение может быть использовано для разных юридических лиц (к примеру, при отражении хозяйственных операций).
Нюансы использования подразделений
- Если в карточке пользователя указано, в каком подразделении он работает, то при оформлении документов данным пользователем поле с подразделением будет заполняться автоматически.
- Поскольку учет доходов и расходов ведётся в разрезе подразделений, то их заполнение в расчетных документах является обязательным.
- Заполнение информации о подразделениях в карточках кассы, склада и расчётного листа необходимо для настройки соответствия при выгрузке документов.
- Подразделения могут быть использованы как дополнительная аналитика в целях бухгалтерского, налогового учета и производственного учета.
- Помимо управленческих подразделений в рассматриваемых программах используются регламентированные подразделения, относящиеся к конкретной организации.
Таким образом, нами была рассмотрена структура предприятия и ее роль в формировании учета на производственном предприятии. Статья позволит систематизировать знания в части понимания необходимости осознанного подхода к формированию структуры предприятия. Чуть позже будет выпущена статья с детальным разбором настройки параметров производственного подразделения, т.к. этот вопрос очень объемный и требует дополнительного углубления.
Остались вопросы? Специалисты компании «1С:БИЗНЕС РЕШЕНИЯ» помогут вам. Оставьте заявку на бесплатную консультацию по вопросам настройки и работы с программами "1С:ERP Управление предприятием 2" и "1С:Комплексная автоматизация" на сайте или звоните по телефону +7 (3532) 43-05-17.