Сегментирование клиентов в 1С:ERP – это процесс разделения клиентской базы на группы (сегменты) на основе определенных критериев. Он позволяет компаниям более эффективно взаимодействовать с клиентами, предлагая им персонализированные продукты, услуги и маркетинговые кампании.
Зачем нужно сегментирование клиентов?
- Персонализация – предложение релевантных продуктов/услуг каждому сегменту, что повышает вероятность совершения покупки.
- Оптимизация маркетинга – нацеливание маркетинговых кампаний на конкретные сегменты, что повышает их эффективность и снижает затраты.
- Улучшение обслуживания – предоставление специализированной поддержки и обслуживания для различных сегментов.
- Прогнозирование продаж – более точное прогнозирование продаж на основе анализа поведения различных сегментов.
- Оптимизация ценообразования – разработка стратегий ценообразования для разных сегментов, максимизирующих прибыль.
- Улучшение лояльности – укрепление отношений с клиентами за счет персонализированного подхода.
Один клиент может одновременно принадлежать к нескольким сегментам. Это называется «пересечением сегментов».
Использование метода сегментирования является опциональным и включаются в разделе НСИ и Администрирование – CRM и маркетинг – Маркетинг. После постановки соответствующего флага в разделе CRM и маркетинг появляются пункты меню.
В 1С:ERP для ведения информации о покупателях предназначен справочник Партнеры. Универсальные реквизиты покупателя, такие как код, наименование компании / ФИО частного лица, его дата рождения и пол, бизнес-регион, контактная информация, необходимы подавляющему большинству фирм, поэтому их можно сразу заполнять в карточке покупателя. Кроме того, по каждому покупателю можно вычислить сопутствующую информацию о работе с ним: объем продаж, сумму задолженности, количество взаимодействий и т. п. Эта информация также может быть использована для сегментации.
Сегменты клиентов в программе подразделяются на 2 группы: общие сегменты и сегменты запрета отгрузки.
Формировать сегменты клиентов можно тремя способами.
- Формировать динамически – задаются правила, и формирование сегмента происходит по этим правилам автоматически - при каждом запросе. Это создает дополнительную нагрузку при работе с большими справочниками. Такие сегменты нельзя использовать в Соглашениях и рекомендуется их использование исключительно для анализа.
Динамическое формирование сегмента клиентов позволяет маркетологу гибко настраивать состав сегментов под разнообразные маркетинговые задачи. Если сформированный по заданным правилам сегмент изменять и периодически обновлять не требуется, то можно использовать способ «Формировать динамически». В отличие от следующих двух способов в этом случае в информационной базе не хранится состав клиентов сегмента — клиенты отбираются по заданным правилам каждый раз в момент просмотра информации о составе сегмента. Динамическое формирование сегмента позволяет получать необходимую аналитику, которая является рабочим инструментом маркетолога для построения различных «срезов» по клиентской базе и анализа продаж в разрезе сегментов
- Периодически обновлять – формирование сегмента происходит нажатием кнопки Сформировать из формы сегмента или по регламентному заданию, которое запускается по определенному расписанию.
Способ формирования сегмента клиентов "Периодически обновлять" в 1С:ERP позволяет при изменении используемых для сегментации реквизитов клиентов или при добавлении в информационную базу новых клиентов автоматически включать их в сегмент или исключать из него. Это особенно полезно, когда необходимо анализировать продажи за прошлый месяц и периодически обновлять список клиентов, которые будут работать по данным условиям.
- Формировать вручную – можно формировать автоматически по кнопке Сформировать или ручным добавлением в сегмент.
Способ формирования сегмента клиентов "Формировать вручную" в 1С:ERP позволяет использовать этот способ формирования, когда нет четких правил отнесения клиентов к сегменту либо когда правила есть, но необходима возможность после предзаполнения сегмента по этим правилам удалить или добавить клиентов вручную. Это может быть полезно, если потребуется из автоматически отобранных клиентов сегмента исключить тех, которые по каким-либо причинам попали в "черный список".
При формировании списка полей, которые будут показаны в составе сегмента, необходимо ориентироваться на те цели и задачи, которые должны быть выполнены при анализе данных по сегменту.
Рассмотрим пример использования динамического сегмента.
Предположим, компания хочет выделить сегмент клиентов, которые обслуживаются определенным менеджером и не обслуживаются торговыми представителями. В настройках "Сегментов партнеров" создается новый динамический сегмент и в настройках схемы компоновки данных указываются критерии отбора.
После завершения редактирования схемы компоновки увидеть сегмент клиентов можно по кнопке Отчеты – Состав сегмента. Кнопка Сформировать в данном случае не работает. Она доступна только для нединамических способов формирования. Данный сегмент в базе не хранится и доступен только для просмотра и соответственно проверка на вхождение при создании нового клиента при данном способе формирования сегмента не возможна.
Далее сформируем сегмент с аналогичными настройками схемы компоновки, но со способом формирования «Периодически обновлять».
Формирование (обновление) такого сегмента возможно по кнопке Сформировать (если нужно обновить в настоящий момент), либо можно задать расписание, по которому программа будет обновлять состав сегмента автоматически. Данные по периодически обновляемым сегментам хранятся в базе.
В том случае, если для сегмента использован способ «Формировать вручную», состав сегмента может быть изменен произвольным образом: клиенты могут быть добавлены в список через кнопку Добавить в сегмент или удалены из списка кнопкой Удалить из сегмента. Такой вариант добавления клиентов в сегмент возможен только при данном способе формирования и не доступен для двух других способов. Но стоит быть осторожным с кнопкой Сформировать сегмент при добавлении клиентов. Если предварительно состав сегмента уже был откорректирован вручную, то данная кнопка сформирует его заново и добавит в состав сегмента весь список клиентов согласно схеме компоновки.
Для сегментов партнеров поддерживается возможность указания сегмента при вводе нового партнера:
- В помощнике ввода нового партнера можно указать сегмент, к которому должен относиться партнер. В списке возможных сегментов показываются сегменты, для которых определен способ формирования «Формировать вручную».
- В сегментах со способом формирования «Периодически обновлять» можно установить флажок «Проверять на вхождение при создании нового клиента». При записи нового клиента будет производиться проверка на возможность вхождения нового клиента в тот или иной сегмент в соответствии с правилами, которые заданы при формировании сегмента.
При формировании сегментов клиентов предусмотрена возможность формировать предопределенные сегменты с правилами запрета отгрузки при невыполнении клиентами определенных условий.
Дополнительно для сегментов клиентов поддерживается возможность просмотра истории и динамики продаж, состояния взаиморасчетов.
Сегментирование клиентов в 1С:ERP - это важный инструмент для повышения эффективности бизнеса. Использование встроенных инструментов и интеграция с CRM-системами позволяет компаниям лучше понимать своих клиентов, предлагать им персонализированные продукты и услуги и, как следствие, увеличивать продажи и лояльность. Выбор подходящих инструментов и критериев сегментирования зависит от специфики бизнеса и поставленных целей.
Специалисты компании «1С:БИЗНЕС РЕШЕНИЯ» помогут Вам освоить все возможности программ 1С, помогут установить, проведут бесплатную демонстрацию программ и ответят на вопросы!
Узнать подробнее о возможностях программы и заказать бесплатную демонстрацию можно по ссылке или по телефону +7 (800) 302-07-36.