Документ
Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010
С 01.01.2022 вступает в силу обновленная редакция Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ). Поправки в нее внесены Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ.
Согласно новой ч. 17 ст. 13 Закона № 255-ФЗ Правительство РФ устанавливает:
- состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий;
- порядок получения документов органами ФСС России для прямых выплат пособий, в т. ч. в электронной форме.
С 2022 года механизм оформления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет носить ПРОАКТИВНЫЙ (беззаявительный характер).
С 1 января 2022 года выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться только в электронном виде.
Как это будет работать:
- Данные для расчета пособия в ФСС передавать (подтверждать) работодатель будет, получив автоматическое электронное сообщение от ФСС об открытии листа нетрудоспособности, без участия самого работника.
- В Фонд сведения направит медицинская организация Уведомления об открытии сотруднику листка нетрудоспособности и любом изменении статуса документа (продлении или закрытии) будут приходить работодателям в автоматическом режиме.
- В сообщении будут указаны фамилия, имя и отчество сотрудника, его дата рождения, СНИЛС, номер и текущий статус электронного листка нетрудоспособности (далее – ЭЛН), когда он был выдан и по какой причине, дата, с которой сотрудник может приступить к работе.
- Фонд выплатит напрямую работнику пособие по временной нетрудоспособности, если работодатель подтвердит представленную информацию. При обнаружении ошибки работодатель сможет сообщить об этом в ответном письме. В этом случае Фонд заблокирует возможность дальнейшего формирования ошибочного ЭЛН и предупредит об этом медицинскую организацию, которая должна будет оперативно выдать дубликат документа с исправленными сведениями.
Взаимодействие между фондом, медучреждениями и работодателями планируется организовать с помощью системы электронного документооборот (СЭДО) ФСС. В текущих версиях ЗУП 3.1 реализовано подключение к СЭДО с ФСС и работа с извещениями
Схема взаимодействия организаций, ФСС и медучреждений
Специалисты ФСС представили упрощенную схему нового порядка взаимодействий страхователей, страховщика и медучреждений (рис1).
В общем случае цепочка событий по выплате пособий будет выглядеть так:
1. Открывает работнику ЭЛН Медучреждение, информация о нем тут же попадает в ФСС.
2. ФСС запрашивает в ПФР информацию о работодателе.
3. ФСС направляет организации-работодателю уведомление об открытии ЭЛН по сотруднику. Оно не требует ответа со стороны организации, это предварительное уведомление.
4. После закрытия ЭЛН через СЭДО ФСС направляет организации запрос на недостающие сведения для выплаты пособия – это и есть проактивные выплаты, фонд сам инициирует выплату пособий.
5. В течение 3 рабочих дней организация обязана направить сведения для расчета пособия - ответить на запрос ФСС.
6. ФСС выплачивает пособие работнику.
Дополнительная обязанность работодателей с 1 января 2022
Передавать сведения о застрахованных лицах по своим работникам. Это потребуется делать, как минимум, в 3 случаях:
· при приеме на работу сотрудника
· в случае изменения сведений о работнике
· в случае увольнения сотрудника
Для проактивных выплат предусмотрен переходный период – специалисты ФСС озвучили срок до 1 июля 2022. Это означает, что с 1 января по 30 июня включительно можно будет по-прежнему направлять в ФСС привычные всем Реестры прямых выплат ФСС (Отчетность, справки – Передача сведений о пособиях в ФСС). Единственное, нужно учитывать, что срок отправки Реестров теперь сократился до 3 дней.
Остались вопросы? Команда "1С БИЗНЕС РЕШЕНИЯ" на связи по телефону +7(3532) 45-01-69!